МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ ЭБП КарУК
Одним из важных компонентов целостного образовательного процесса колледжа является методическая работа, представляющая собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и преподавательским составом, и направленная на совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, разработку и внедрение новых методов и средств обучения с целью обеспечения эффективности организации и развития образовательного процесса, комплексного его сопровождения, высокопрофессионального кадрового обеспечения.
Содержание методической работы, в которой условно можно выделить такие составляющие, как:
1.Учебно-методическая работа, цель которой - изучение и освоение педагогического опыта, повышение квалификации преподавательского состава, наставническая поддержка молодых специалистов, повышение эффективности используемых методов и средств обучения.
2.Научно-методическая работа, предполагающая изучение, анализ, освоение передового педагогического опыта и инновационных технологий, их внедрение в образовательную практику колледжа (в ходе экспериментальной деятельности), издание печатных работ для внутреннего и внешнего пользования, организацию научно-практических конференций и семинаров преподавательского состава и обучающихся.
Учебно-методическая и научно-методическая работа в колледже регламентируется соответствующими документами:
- Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III;
- Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 «Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы»;
- Типовыми правилами деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания от 21.12.2007г;
- Картой процесса СМК «Методическая работа».
Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации преподавателей педагогического коллектива колледжа.
Задачами учебно-методической и научно-методической работы являются:
- научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
- разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
- развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.
Учебно-методическая в колледже включает следующие направления:
1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием, учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию;
2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс;
3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда;
4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений студентов и разработка предложений по улучшению результатов;
5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических и внеурочных мероприятий;
6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение;
7) организация обзоров педагогической, методической литературы, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;
8) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению студентов к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.
Научно – методическая работа в колледже включает следующие направления:
1) организация разработки научно-методических материалов;
2) организация изучения, отбора и внедрения в практику работы достижений науки и техники;
3) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям, тематических, научных, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний;
4) организация обзора научной литературы, рефератов, докладов.
Таким образом, методическую работу следует рассматривать как целостную систему взаимодействия методических, информационных, диагностических, кадровых, материально-технических подсистем.
Порядок организации учебно-методической и научно-методической работы в структурных подразделениях колледжа
Структурными подразделениями колледжа являются предметные цикловые комиссии (далее - П(Ц)К), отделения, которые осуществляют учебно-методическую и научно-методическую работу.
Работниками структурных подразделений по учебно-методической и научно-методической работе являются методисты и преподаватели П(Ц)К.
Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую и научно-методическую работу:
1) руководство учебно-методической и научно-методической работой предметных цикловых комиссий, отделений;
2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической и научно-методической работе и рекомендаций для рассмотрения методическим советом;
3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической и научно-методической продукции.
Общее руководство учебно-методической работой предметных цикловых комиссий осуществляет Методический совет. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия Методического совета колледжа определяются заместителем директора по учебной работе, заместителя директора по методической работе и директором колледжа.
Формами коллективной методической работы является учебно-методические советы при предметных цикловых комиссиях (далее - УМС П(Ц)К), семинары, конференции.
УМС П(Ц)К создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям.
Руководство УМС П(Ц)К осуществляют опытные преподаватели, избранный из числа наиболее квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения.
Учебно-методическая документация разрабатывается на П(Ц)К колледжа, проходят обсуждение на УМС П(Ц)К, П(Ц)К, на Методическом совете колледжа и после получения их положительного заключения утверждается директором колледжа, согласовано с заместителями по учебной, методической работе колледжа.
П(Ц)К колледжа в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы. Рабочие учебные планы обсуждаются УМС П(Ц)К, рассматриваются П(Ц)К, Методическим советом коллегиально и после получения положительного заключения утверждаются директором колледжа.
Рабочие учебные программы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются на П(Ц)К. Методическим советом коллегиально после получения положительного заключения утверждается заместителем директора по учебной работе.
Календарно-тематические планы разрабатываются преподавателями на основе рабочей учебной программы, которые рассматриваются на П(Ц)К и утверждаются заместителем директора по методической работе.
Методические рекомендации по написанию дипломных проектов (работ) и курсовых работ разрабатываются преподавателями и утверждаются на Методическом совете колледжа.